Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся начальной школы
25.01.2013, 07:48

Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся начальной школы



Уважаемые коллеги!

В связи с резким ухудшением состояния здоровья школьников в последние годы остро встал вопрос об организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения. В документах Министерства образования РФ (в Законе об образовании, в Конвенции о правах ребёнка, Концепции модернизации российского образования и др.) указывается, что «обновлённое образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, её генофонда, обеспечении устойчивого, динамического развития российского общества с высоким уровнем жизни и подчёркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является - создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. Это требование положено в основу содержания Федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.).
С учётом новых подходов к выстраиванию стратегии образования, её ориентацию на воспитание здорового ребёнка, проблема здоровья рассматривается с различных точек зрения. Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Поэтому процесс организации здоровьесберегающего обучения должен носить комплексный характер, учитывать все составляющие понятия здоровья в целом.
В исследованиях ряда авторов (Смирнов Н.К., Безруких М.М. и др.), по данной проблеме отмечается, что дети, обучаясь в режиме развивающего обучения, испытывают более высокие, чем по обычной программе нагрузки, которые негативно влияют на психоэмоциональное состояние учащихся, повышая уровень их утомляемости и невротизации. На наш взгляд, проблема перегрузки учащихся в рамках развивающей парадигмы становится псевдопроблемой. Перегрузка школьников зависит не столько от количества, сколько от качества учебной деятельности. Говоря об объёме учебной нагрузки, следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или объёме изученного материала. Нагрузка напрямую зависит от психологического отношения учащихся к процессу обучения: то, что интересно, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение, то где ребёнок не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект, даже при относительно скромных объёмах учебного материала. В этом смысле учебная нагрузка связана и с содержанием образования, и с используемыми предметными методиками и педагогическими технологиями, а также с индивидуальными особенностями детей.
В предлагаемом пособии Вы найдёте рекомендации по организации здоровьесберегающего обучения, использованию здоровьесберегающих технологий и преодолению перегрузки учащихся начальной школы, организации мониторинга за состоянием здоровья учащихся.

По-нашему мнению, только благодаря комплексному подходу к обучению школьников могут быть решены задачи формирования и укрепления здоровья учащихся. Следует отметить, что нет какой-то одной единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, это многие из знакомых педагогам психолого-педагогических приёмов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем, а также постоянное стремление педагога к самосовершенствованию. Применение и использование технологий ещё не гарантия успеха, большую роль здесь играет личность учителя. Известно, что педагогическая практика – процесс творческий. Как отмечал А.А. Леонтьев, нельзя выучить технологии и стать педагогом, любые технологии следует применять творчески, базируясь на основных принципах и положениях, характеризующих данную технологию, но одновременно на культурную ситуацию, с которой приходится сталкиваться педагогу, а также особенности собственной личности и личности своих учеников.

Желаем Вам успехов!





Отправной точкой в процессе организации в образовательных учреждениях здоровьесберегающего обучения для педагогов являются документы Министерства образования РФ, которыми педагогу необходимо руководствоваться.



О недопустимости перегрузок обучающихся начальной школы

Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ

От 22 февраля 1999 г. №220/11-12

В последние годы наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами много говорится об отрицательном влиянии школы на здоровье детей. Специалисты считают, что от 20 до 40% негативных влияний, ухудшающих здоровье детей, связаны со школой.

По данным разных исследований за последнее десятилетие, здоровы лишь 5-25% школьников. Минздравом России называются следующие цифры по 1998 году: в начальной школе здоровы 11-12% детей, в основной — 8%, в средней — 5%, при этом 79% детей имеют пограничные нарушения психического здоровья.

По данным Института возрастной физиологии РАО, в школу приходит около 20% детей, имеющих нарушения психического здоровья пограничного характера, но уже к концу первого класса их число увеличивается до 60-70%. Сильное влияние в этом случае оказывает школа, т.к. в школе ребёнок проводит 70% времени бодрствования в течение многих лет обучения.

По данным этого же института, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза — психоневрологических отклонений, в 3 раза — патология органов пищеварения.

Причём отмечается высокая зависимость роста отклонений в состоянии здоровья от объёма и интенсивности учебной нагрузки. Это доказывает, что ухудшение здоровья школьников в значительной мере связано с интенсификацией учебного процесса, перегрузками и переутомлением. В целях нормализации учебной нагрузки и недопущения перегрузок обучающихся Минобразования России обращает внимание руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений на необходимость внимательного отношения к этому вопросу и выполнения нормативных актов, направленных на здоровьесберегающую организацию учебного процесса.

1. Приказом Минобразования России от 9 февраля 1998 г. № 322 утверждён Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, определяющий максимальный объём учебной нагрузки обучающихся.

Для всех общеобразовательных учреждений, независимо от языка обучения, устанавливается следующее максимально допустимое количество часов в неделю с учётом её продолжительности:

Максимально допустимое количество часов в неделю при разной её продолжительности

Классы

Максимально допустимая недельная нагрузка в часах


при 6-дневной неделе

при 5-дневной неделе


4-летняя начальная школа

1

22

20

2-4

25

22


3-летняя начальная школа

1-3

25

22

Часы факультативных, групповых и индивидуальных занятий в школах должны входить в объём максимально допустимой нагрузки обучающихся.

Обязательная нагрузка обучающихся начальной школы для общеобразовательных учреждений региона определяется региональными органами управления образованием. При этом обязательная нагрузка не может превышать предельно допустимую.

Школьное расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных и последним уроком обязательных занятий устраивается перерыв продолжительностью в 45 минут.

Школьное расписание уроков следует строить с учётом хода дневной и недельной кривой умственной работоспособности обучающихся. Для младших школьников основные предметы рекомендуется проводить на 2—3-м уроках, а наибольший объём учебной нагрузки должен приходиться на вторник или среду. Контрольные работы следует проводить на 2—4-м уроках в середине учебной недели.

При составлении расписания уроков необходимо чередовать в течение дня и недели для младших школьников основные предметы с уроками музыки, изо, труда, физкультуры.

2. Учебные занятия в школах рекомендуется начинать не ранее 8 часов. Продолжительность урока в школах не должна превышать 45 минут.

В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует (Применять «ступенчатый» режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки:

— в сентябре — 3 урока 35-минутной продолжительности;

— с октября — 4 урока по 35 минут каждый;

— со второго полугодия — по таблице максимально допустимого количества часов.

Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков.

В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену.

3. При использовании в общеобразовательных учреждениях аудиовизуальных технических средств обучения (ТСО) длительность их непрерывного, применения в учебном процессе устанавливается следующая:

Классы

Длительность просмотра (мин)


диафильмов, диапозитивов

кинофильмов

телепередач

1-2

7-15

15-20

15

3-4

15-20

15-20

20

В течение недели не рекомендуется проводить более 3-4-х уроков с применением ТСО.

4. На занятиях трудом следует чередовать различные по характеру задания. Недопустимо на уроке выполнение одного вида деятельности на протяжении всего времени самостоятельной работы, если она длится весь урок.

Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью для учащихся первых классов — не более 5 минут, 2—3-х классов — 5—7 минут, 4-х классов — 10 минут, а при работе с деревом и проволокой — не более 4-5 минут.

5. Для восстановления работоспособности в течение дня рекомендуется устанавливать продолжительность перемен между уроками для обучающихся начальной школы не менее 10 минут, большой перемены (после 2-го или 3-го урока) — 30 минут; вместо одной большой перемены после 2-го и 3-го уроков допускается устраивать две перемены по 20 минут каждая.

Перемены следует проводить при максимальном использовании свежего воздуха, в подвижных играх.

При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажёрами рекреациях.

6. Для обучающихся в 1-х классах в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.,

7. Чтобы избежать перегрузок и утомления детей в начальной школе, плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомляемости, нарушения осанки, зрения учащихся должны проводиться на уроках физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.

8. В оздоровительных целях общеобразовательным учреждениям рекомендуется создавать условия для удовлетворения биологической потребности школьников в движении. Эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объёме не менее 2 часов. Такой объём двигательной активности слагается из участия школьников в комплексе мероприятий для каждой школы: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, спортивного часа в группах продлённого дня, уроков физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

С этой же целью в школьный компонент учебных планов для младших школьников необходимо включать предметы двигательно-активного характера.

9. Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

— в 1-м классе (со второго полугодия) — до 1 часа;

— во 2-м классе — до 1,5 часа;

— в 3-4-м классах — до 2 часов.

При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник.

10. В классах компенсирующего обучения количество учащихся не должно превышать 20 человек. Продолжительность уроков в таких классах — не более 40 минут. Коррекционно-развивающие

занятия должны входить в объём максимально допустимой недельной нагрузки, установленной для обучающихся каждого возраста.

Для сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели для обучающихся компенсирующих классов рекомендуется обеспечить облегчённый учебный день в середине недели, учитывая индивидуальные особенности детей, а также рекомендации врача и психолога.

С целью реабилитации здоровья и сокращения сроков адаптации к требованиям школы обучающиеся компенсирующих классов должны быть обеспечены в школе необходимой медико-педагогической помощью (психолог, педиатр, логопед), специально подготовленными педагогами, техническими и наглядными пособиями, подключением родителей к процессу обучения и развития детей.

11. В некоторых регионах России нарушается ст. 20 Закона РСФСР «О социальном развитии села», в соответствии с которой обучение школьников разных лет начальных классов в сельских малокомплектных школах производится раздельно.

Согласно п.27 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 1994 года № 1008, количество и наполняемость классов общеобразовательного учреждения (включая малокомплектное), расположенного в сельской местности, определяются исходя из потребностей населения.

В малокомплектных школах, где со 2-го класса применяется программированное обучение с использованием звукотехнических средств, должна соблюдаться предельно допустимая длительность Работы детей с программными материалами: на уроках письма во 2-м классе — не более 20 мин, в 3-м классе — не более 25 мин; на уроках математики во 2-м классе — не более 15 мин, в 3-м классе — не более 20 мин. На уроках чтения использование звукотехнических средств допустимо только в качестве звуковых наглядных пособий.

12. Следует отметить, что в некоторых образовательных учреждениях в 4-х классах имеет место проведение так называемых переводных экзаменов, что создаёт стрессовую ситуацию и приводит к перегрузкам нервной системы детей младшего школьного возраста. В начальной школе итоговый контроль результатов обучения, как правило, осуществляется путём проведения итоговых контрольных работ по предметам четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок в 5-й класс следует отдавать предпочтение более высоким. Согласно п.4 ст. 17 Закона РФ «Об образовании» обучающиеся на ступени начального общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение или переводятся в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения. Обучающиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету, переводятся в следующий класс условно.

Первый заместитель министра . А.Ф. Киселёв


Известно, что знание возрастных особенностей и индивидуальных возможностей младшего школьника – залог успешного взаимодействия с ним в процессе обучения. Поскольку с природой спорить бесполезно, то с целью решения проблемы организации здоровьесберегающего обучения, считаем необходимым остановиться на этом вопросе.


Психо-физиологические особенности ребёнка младшего школьного возраста

Младший школьный возраст - это период с 6-7 до 9-10 лет, принято характеризовать как один из кризисов развития, в связи с тем, что в этот период происходят глубокие многообразные изменения в протекании физиологических и психофизиологических процессов. Именно на этом этапе, ребёнок попадает в новую для него социальную ситуацию, часто испытывает интенсивное умственное, физическое, эмоциональное напряжение, что создаёт предпосылки для перегрузок и развития психосоматических нарушений. Поэтому очень важно организовать процесс обучения в соответствии психофизиологическими особенностями ребёнка, определяющими его функциональные возможности.
Психические процессы ребёнка в период 6-7 лет ещё во многом не произвольны, что связано с незрелостью регулирующих систем организма, поэтому поддерживать высокий уровень работоспособности длительное время ребёнок не может. В связи с чем, быстро утомляется при физических и умственных нагрузках. Кроме того, ещё продолжается рост и окостенение почти всех костей скелета, которые остаются ещё мягкими и эластичными. Поскольку позвоночный столб очень чувствителен к воздействиям деформирующих факторов, в котором костная основа ещё окончательно не сформирована, коррекция и профилактика нарушений осанки в обязательном порядке должна быть предусмотрена в процессе занятий. Эти особенности детей младшего школьного возраста требуют внимания педагогов, так как накладывают большие ограничения на формы учебных занятий, потому что неподвижное сидение за партой, необходимость длительного поддержания соответствующей позы предъявляют к организму ребёнка неадекватные требования. Поэтому урок должен быть насыщен разнообразными видами деятельности, в процессе выполнения которых стараться избегать длительного сидения учащихся за партой, периодически поддерживая их двигательную активность.
Игра – одна из наиболее оптимальных форм деятельности, способствующих естественной адаптации к разнообразным нагрузкам для детей этого возраста. В игровой деятельности ребёнка заключён огромный биологический смысл. Здесь не только складываются навыки взаимного общения, моделируется жизнь взрослых, но и происходит адаптация, спонтанная самотренировка к разнообразным нагрузкам. В игре ребёнок усваивает знания, формируются его психические функции, мыслительные процессы. Благодаря использованию в обучении игры у учителя отпадает необходимость требовать от детей запоминания правил, формулировок, текстов без их понимания, так как в игре ребёнок непроизвольно, но довольно прочно фиксирует в памяти объекты, которые не старался запомнить. В условиях игры ребёнок сам придёт к верным умозаключениям, выведет определённые закономерности, это даст гораздо больше развитию его познавательной деятельности, чем заученные правила.
Использование игры позволяет также создать оптимальные психологические условия для успешного развития личности младшего школьника, когда нет необходимости читать ученикам нравоучения, повышать голос, оказывая давление на их психику. Опираясь на положительные эмоции, возникающие в процессе игровой деятельности, можно создать условия для гармоничного формирования личности ребёнка. Таким образом, игровая деятельность остаётся значимой для младшего школьника, является необходимым и эффективным средством его интеллектуального развития.
Физическая активность - это естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении, в физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. Физическая активность ребёнка определит во многом его продвижение в умственном и личностном отношении. Физическая и психическая активность ребёнка находятся в тесном взаимодействии: бодрый, здоровый ребёнок активен психически, уставший, замученный уже ничем не интересуется.
Развитие мышления в этот период идёт от наглядно-действенного к наглядно-образному и затем к словесно-логическому. Словесно - выраженную мысль, не имеющую опоры в наглядных впечатлениях, детям в этом возрасте понять трудно. Развитие наглядно-образного мышления достигается благодаря широкому использованию в обучении различных схем и моделей. Такое обучение не только способствует развитию наглядно-образного мышления, но и создаёт базу для формирования полноценного логического мышления.
Время обучения в начальной школе – это период значительных прогрессивных изменений в организме. Младший школьный возраст особенно восприимчив к целенаправленным педагогическим воздействиям. Необходимо последовательно формировать различные аспекты познавательного процесса, закреплять учебные умения и навыки. Для формирования учебных действий важно учить ребёнка на освоенных видах деятельности. Занятия строить таким образом, чтобы постепенно переводить внимание ребёнка с результата выполняемых действий на способ получения этого результата, т.е. от практических действий к учебным. Для этого следует организовать совместное выполнение заданий двумя или несколькими детьми и осуществлять контроль за результатом действия.
Известно, что наибольшие трудности при обучении испытывают дети именно в начальный период. Плохие показатели успеваемости детей чаще всего связаны не с умственным развитием, а именно со сниженными функциональными возможностями их организма. Неспособность справиться с педагогическими требованиями, рассчитанными на зрелых детей, вызывает сильное напряжение, которое отражается на состоянии ребёнка.

Учёт индивидуальных особенностей учащихся

В учебно-воспитательном процессе необходимо принимать во внимание не только возрастные особенности детей, но и их индивидуальные характеристики. Так, например, учителю необходимо помнить, что дети меланхолического (слабого) типа очень медлительные, не переносят сильных продолжительных раздражений, быстро утомляются. У детей данного типа легко развиваются невротические реакции и неврозы. Тогда как дети сильного типа могут достаточно долго и напряжённо (в пределах возрастных возможностей) работать с высоким темпом и интенсивностью.
Таким образом, существенные различия в проявлении основных свойств нервных процессов диктуют необходимость строго дифференцированных педагогических воздействий. Очевидно, что ребёнку меланхолического типа, ни при каких обстоятельствах нельзя сделать резкий упрёк.
Большое значение имеет учёт особенностей нейродинамики, скорости протекания психофизиологических процессов, быстроты переработки информации в ЦНС. У каждого ребёнка существует свой личный темп деятельности, он обусловлен типологическими свойствами нервной системы. Часто неэффективность обучения детей младшего школьного возраста вызвана тем, что дети не поспевают за темпом подачи информации, не усваивают её. Если снизить скорость подачи информации, медлительные дети способны успешно усвоить её в полном объёме. Кроме того, любая деятельность для медлительного ребёнка является более напряжённой и быстрее приводит к утомлению.
Ещё одна особенность медлительных детей – трудное переключение с одного вида деятельности на другой. Внешне это может выражаться в отсутствии реакции на команду учителя, что и вызывает негативную оценку с его стороны. Медлительные дети живут как бы в постоянном временном цейтноте, хроническом дефиците времени, и это является сильным стрессовым фактором, который может приводить к расстройству нервной системы и развитию самых разнообразных психосоматических нарушений.
С целью повышения эффективности обучения медлительных детей, реализации дифференцированного подхода М.В. Антропова и Г.Г. Манке рекомендуют следующее:
  • снижать темп опроса, не торопить ученика, давать время на обдумывание, подготовку;
  • при организации самостоятельной работы подбирать задания, одинаковые по сложности для всех, но для медлительных детей меньшие по объёму, чтобы за отведённое время все успели выполнить работу (современный подход к решению проблемы организации дифференцированного обучения в учебно-методических комплектах нового поколения заключается в подборе заданий не по принципу «больше-меньше», а по принципу «труднее – легче»);
  • при объяснении нового материала использовать опережающее обучение, когда школьники заранее самостоятельно по учебнику знакомятся с содержанием новой темы, а затем прослушивают объяснения учителя.
Развитию положительной мотивации способствует работа в малых группах, которые составляют из учащихся со сходной по темпу деятельности. Учебная работа в группах должна занимать 50-70% времени на уроке, чередуясь с фронтальными и индивидуальными формами. Групповые и индивидуальные формы обучения дают лучшие результаты, поскольку каждый школьник работает в своём темпе.
По мнению М.М. Безруких, особое внимание в работе с медлительными детьми следует обращать на развитие моторики. Основная тактика – не торопить, не подгонять ребёнка, создавать условия, чтобы его деятельность соответствовала индивидуальному темпу. Только в этом случае трудности обучения медлительных детей к концу начальной школы могут быть преодолены.
Следует принимать во внимание тот факт, что часто видимые слабость и инертность нервной системы могут быть не врождёнными, а результатами временного ухудшения функционального состояния ребёнка вследствие болезни, утомления.
Важной индивидуальной характеристикой ребёнка, которую необходимо учитывать в учебно-воспитательном процессе, является леворукость. Необходимо чётко себе представлять, что леворукость не является патологией, так как обусловлена особой организацией мозга. Только бережное отношение к индивидуальным особенностям леворукого ребёнка, отказ от переучивания позволяют успешно решить проблемы, связанные с обучением этих детей. Следует помнить о том, что леворукий ребёнок склонен к повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Для таких детей особенно важно соблюдение режима дня, их нельзя перегружать дополнительными занятиями.
На начальном этапе обучения леворукому ребёнку нужна специальная помощь:
  • Ручка должна составлять одну линию с рукой и располагаться под линией письма.
  • Он держит ручку выше, чем праворукий (на расстоянии примерно 4 см от кончика).
  • Бумага располагается под наклоном вправо примерно в 20.
Терпимость внимание, положительная психологическая атмосфера способствует благоприятной адаптации такого ребёнка к школьной жизни.

Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса

Учитывая психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста, учебная деятельность, связанная с высокими умственными, физическими нагрузками, нервно-психическим напряжением, должна быть строго регламентирована и рационально построена. Рационализация учебного режима требует учёта характера и динамики работоспособности организма учащихся на протяжении урока, учебного дня, недели, года.
Известно, что ухудшение здоровья идёт прямопропорционально учебным перегрузкам учащихся, их неудовлетворённости своим учителем и негативным отношением к изучаемому предмету.

Компоненты учебной нагрузки школьника


С целью организации здоровьесберегающего обучения необходимо учитывать все эти составляющие.

  1. Физическая нагрузка школьника включает в себя:
  • количество учебных часов в течение недели, учебного года
В соответствии с Санитарныно-эпидемиологическими нормативами (СанПиН 2.4.2.1178-02) максимально допустимый объём учебной нагрузки при 5-дневной учебной неделе составляет в 1 классе – 20 часов в неделю, во 2-4 классах – 22 часа.
Продолжительность учебного года первоклассников четырёхлетней начальной школы – не более 33 недель, каникулярное время (в течение учебного года) – не менее 37 дней. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане таково: 5-6 недель занятий сменяются недельными каникулами.
  • объём домашнего задания (см. СанПиН 2.4.2.1178-02)
  • в 1 классе (со второго полугодия) – до 1 часа;
  • во 2 классе – 1,5 часа;
  • в 3-4 классах – до 2 часов
При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей. На понедельник домашние задания не задаются.
  • внешкольные дополнительные занятия
Необходимо учитывать индивидуальные особенности детей и тот факт, что на сегодня у большинства детей существует несоответствие паспортного и биологического возрастов; у детей, признанных психически полноценным, может наблюдаться отставание до 1,5 - 2-х лет.
  1. Интеллектуальная нагрузка зависит от содержания учебных программ, от степени развития психических качеств ребёнка – внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления. Нельзя ожидать от всех детей одинакового уровня развития и темпа обучаемости, их следует определять (диагностировать) и учитывать в процессе организации обучения, выстраивать индивидуальную программу доразвития отдельных сторон личности.

  2. Эмоциональная нагрузка складывается из эмоциональных переживаний за успехи и неудачи ребёнка в учении, общении со сверстниками, самоутверждении и др. Здесь важен стиль взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса, умение учителя чутко реагировать на эмоциональное состояние учащихся, вовремя корректировать его.

Причины перегрузки, пути её устранения

  1. Интенсификация учебного процесса осуществляется двумя путями:

  • Превышение допустимой учебной нагрузки.

  • Уменьшение количества учебных часов при сохранении или увеличении объёма учебного материала. Сокращение количества часов ведёт к увеличению домашних заданий.

  1. Левополушарный перекос содержания учебных программ и методов преподавания.

Для полноценного развития личности ребёнка необходимо гармоничное развитие обоих полушарий и налаживание эффективных связей между ними. Полушария обязательно должны работать «рука об руку»: правое может дать качественную оценку работе левого полушария, а левое – стать количественной мерой для правого.

В результате «перекоса», т.е. нагрузки на левое полушарие, у учащихся значительно быстрее нарастает утомление, происходит информационная перегрузка памяти, снижается продуктивность учебной работы и творческих потенций личности. В целях профилактики переутомления – уменьшить «перекос» в сторону повышенной активности левого полушария, включить в планы каждого урока задания и упражнения, направленные на активизацию правого полушария. Это достигается за счёт обращения к образам, представлениям, достижения состояния релаксации, проведение физических упражнений, массажа, точечных воздействий и др.

Недостаточная связь двух полушарий мозга – мощный источник проблем.

  1. Несоблюдение гигиенических условий в классе.

Необходимо четкое соблюдение санитарных норм.

  1. Нарушение организационно-педагогических требований к проведению образовательного процесса и профессиональные ошибки педагогов.

Нерациональная организация учебного процесса, несоответствие методик обучения возрастным возможностям школьников, непрофессионально организованный контроль знаний. Стиль общения учителя также во многом определяет психическое здоровье учащихся, влияет на их активность, определяет меру успешности ребёнка в учебной деятельности. Известно, что отрицательное влияние на нервную систему оказывает шум (например, постоянная громкая речь), который снижает работоспособность школьников. И здесь многое зависит от педагога. Если учитель говорит негромко, чётко и ясно произнося слова, то дети перенимают его манеру говорить.

Категория: Мои файлы | Добавил: schoold
Просмотров: 2361 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]