Нормативно-правовые
вопросы введения и реализации комплексного
учебного курса «Основы религиозных
культур и светской этики»
в
общеобразовательных учреждениях
Республики Башкортостан
С.С. Пичугин,
зав.кафедрой ТиМНО ИРО РБ,
к.п.н., доцент, член-корр. МАНПО
Лысов С.С., помощник ректора
ИРО РБ
по правовым вопросам
Как
известно, с 1 сентября 2012-2013 учебного
года КУК ОРКСЭ включен в обязательную
часть основной образовательной программы
начального общего образования в 4-ом
классе в объеме 34 часа (1 час в неделю) в
течение всего учебного года. В этой
связи предусмотрено увеличение количества
учебных часов на изучение учебных
предметов федерального компонента
государственного стандарта общего
образования за счет регионального
компонента, отводимого на освоение
основных образовательных программ
общего образования.
Нормативно-правовой
основой введения и реализации курса в
общеобразовательных учреждениях
республики КУК ОРКСЭ являются:
Конституция Российской
Федерации (ст. 13, 14, 28);
Закон Российской Федерации от
10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании»;
Федеральный закон от 24 июля
1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 26 сентября
1997 года №125-ФЗ «О свободе совести и
религиозных объединениях»;
Поручение Президента Российской
Федерации от 02 августа 2009 года №Пр-2009
в части введения с 2012 года во всех
субъектах Российской Федерации в
общеобразовательных учреждениях
комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики»;
Распоряжение Председателя
Правительства Российской Федерации
от 11 августа 2009 года (№ВП-П44-4632);
Распоряжение Правительства
Российской Федерации
от 29 октября 2009 года
№1578-р «Об утверждении плана мероприятий
по апробации в 2009-2011 гг. комплексного
учебного курса для общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур
и светской этики» и перечне субъектов
Российской Федерации,
участвующих в апробации»;
Распоряжение Правительства
Российской Федерации
от 28 января 2012 года №84-р «Об утверждении
плана мероприятий по введению с 2012/13
учебного года во всех субъектах
Российской Федерации комплексного
учебного курса для общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур
и светской этики»;
Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 06
октября 2009 года №373 «Об утверждении
федерального государственного
образовательного стандарта начального
общего образования»;
Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 24
ноября 2009 года №667 «О
Межведомственном координационном
совете по реализации плана мероприятий
по апробации в 2009-2011 годах комплексного
учебного курса для общеобразовательных
учреждений «Основы религиозных культур
и светской этики», включающего основы
православной культуры, основы исламской
культуры, основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры, основы
мировых религиозных культур и основы
светской этики, утвержденного
распоряжением Правительства Российской
Федерации от 29 октября 2009 года
№1578-р»;
Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 31
января 2012 года
№69 «О внесении изменений в федеральный
компонент государственных образовательных
стандартов начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего
образования»;
Приказ Министерства образования
и науки Российской Федерации от 01
февраля 2012 года
№74 «О внесении изменений в федеральный
базисный учебный план и примерные
учебные планы для образовательных
учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования,
утвержденные приказом Министерства
образования Российской Федерации от
09 марта 2004 года
№1312»
Письмо Министерства образования
и науки Российской Федерации от 08 июля
2011 года №МД-883/03 «О направлении
методических материалов ОРКСЭ»;
Письмо Министерства образования
и науки Российской Федерации от 18 июля
2011 года №МД-942/03 «О выполнении
поручения Президента Российской
Федерации»;
Письмо Министерства
образования и науки Российской Федерации
от 24 октября 2011 года №МД-1427/03
«Об обеспечении преподавания комплексного
учебного курса ОРКСЭ»;
Приказ Министерства образования
Республики Башкортостан от 28 апреля
2012 года №769 «О рекомендуемых базисном
учебном плане и примерных учебных
планах для образовательных учреждений
Республики Башкортостан на 2012-2013
учебный год».
Критерии
готовности общеобразовательного
учреждения
к введению
и реализации КУК ОРКСЭ
Эффективность
организационно-мотивационной работы
по введению и
реализации курса ОРКСЭ:
Проведение
малого педагогического совета с
педагогами начальной школы, ознакомление
с государственной политикой в сфере
духовно-нравственного воспитания и
развития личности обучающихся.
Создание
школьной команды по вопросам внедрения
КУК
ОРКСЭ, состоящей из членов администрации
ОУ,
педагогов начальной школы с опытом
инновационно-проектной деятельности,
а также из представителей органов
государственно-общественного
управления.
Ознакомление членов
школьной команды с нормативно-правовой
базой введения КУК ОРКСЭ, составление
плана-графика мероприятий по введению
КУК ОРКСЭ, подбор педагогов начальной
школы и учителей-предметников для
ведения курса в 2012/2013 учебном году и
на перспективу.
Мотивирующие мероприятия.
Проектирование мер по психологическому
сопровождению введения КУК ОРКСЭ.
Установление связей на
межшкольном/муниципальном уровне по
координации работы школьных команд и
решению проблем взаимодействия в
рамках муниципальной образовательной
сети по вопросам преподавания курса.
Участие в работе муниципального
методического объединения педагогов.
Проектирование
работы школьного МО учителей ОРКСЭ
для разработки технологий и содержания
преподавания курса в целом и отдельных
модулей с учетом этнокультурных
особенностей региона, условий и
возможностей ОУ.
2. Эффективность
организации работы с родителями
(законными представителями) по выбору
модулей курса ОРКСЭ:
Обеспечение организационно-педагогических
условий для реализации максимальной
свободы волеизъявления родителей
(законных представителей) по вопросам
выбора модуля изучения КУК ОРКСЭ.
Проведение родительских
собраний по вопросам введения КУК
ОРКСЭ, его целей и задач, светского,
культурологического характера
преподавания, его нравственно-развивающего
характера.
Организация встреч
родителей с преподавателями модулей
курса для ознакомления с особенностями
содержания 1 модуля, формами и методами
педагогической работы.
Обеспечение условий для
ознакомления родителей с содержанием
программы и учебников по каждому модулю
КУК ОРКСЭ.
Организация индивидуальной
консультационной работы с родителями
обучающихся, особенно из числа тех, кто
испытывает трудности в социальной
адаптации.
Наличие протоколов родительских
собраний и письменных заявлений
родителей (законных представителей) о
выборе определенного модуля для изучения
КУК ОРКСЭ.
3. Осуществление мер,
обеспечивающих встроенность курса
ОРКСЭ в образовательный процесс.
Определение возможностей сетевого
взаимодействия с другими ОУ по вопросам,
связанным с преподаванием курса ОРКСЭ:
Внесение соответствующих
изменений, связанных с введением КУК
ОРКСЭ, в содержание основной образовательной
программы ОУ, программы развития школы.
Выделение целей образования, связанных
с КУК ОРКСЭ, которые требуют корректировки
в новых условиях.
Внесение соответствующих
изменений в учебный план ОУ, разработка
рабочих программ КУК ОРКСЭ, его модулей
и других материалов.
Внесение соответствующих
изменений в программу внеурочной
деятельности в части организации
деятельности по КУК ОРКСЭ и модели
взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей.
Корректировка программы развития
УУД (ситуации, задания, упражнения,
которые позволяют формировать УУД на
метапредметном и предметном уровнях
в рамках КУК ОРКСЭ), программы
духовно-нравственного развития и
воспитания.
Внесение соответствующих
изменений в систему оценивания, которая
включает в себя описание планируемых
результатов образования, перечень
показателей достижения планируемых
результатов и инструментарий для оценки
их достижения в рамках КУК ОРКСЭ.
Принятие решения о возможном
количестве учебных групп (в том числе
на основе комплектования учебных групп
из классов одной параллели и из 4-х
классов различных близлежащих ОУ) и
организации изучения курса в рамках
образовательной программы. Составление
учебного расписания с учетом выбранных
модулей.
Участие ОУ в создании муниципального
(межшкольного) банка данных, включающего
сведения о выбранных модулях, количестве
обучающихся 4-х классов, выбравших тот
или иной модуль, о наличии и количестве
комплектов УМК и электронных дополнений
к ним по различным модулям, о наличии
и количестве сертифицированных педагогов
по курсу ОРКСЭ, расписание по ОУ и
межшкольное расписание преподавания
курса, дорожные карты по оптимальному
использованию кадрового потенциала в
рамках муниципальной образовательной
сети, наличие и график работы транспортных
средств по доставке педагогов в другие
ОУ и т.д.
4.
Разработанность нормативно-правового
обеспечения
ведения
курса
ОРКСЭ.
Разработка локального акта об
организации изучения КУК ОРКСЭ в рамках
основной образовательной программы
НОО ОУ.
Разработка локального акта о
количестве учебных групп (в том числе
на основе комплектования учебных групп
из 4-х классов одной параллели и из
классов различных близлежащих ОУ).
Разработка и заключение
межшкольных договоров по организации
преподавания курса ОРКСЭ на
межшкольном/муниципальном уровне (в
случае межшкольного взаимодействия).
Разработка примерных локальных
актов, регулирующих экскурсионно-образовательную
деятельность педагогов в рамках КУК
ОРКСЭ, требующих письменного согласия
родителей (законных представителей),
согласования вопроса с представителями
религиозных организаций, уведомления
педагогов об ответственности за жизнь,
безопасность и здоровье детей при
осуществлении экскурсионных маршрутов.
5.
Обеспеченность учебно-методическим и
научно-методическим сопровождением
курса ОРКСЭ:
Изучение и отбор учебно-методических
комплексов по КУК ОРКСЭ, отвечающих
требованиям ФГОС НОО, в соответствии
с результатами выбора родителями
(законными представителями) модулей
обучения (учебники, методические пособия
для учителя, электронные приложения к
учебникам, книги для родителей, книги
и хрестоматии для учителя, дидактические
и методические материалы).
Разработка плана методической
работы в ОУ, обеспечивающей сопровождение
введения КУК ОРКСЭ. Организация
деятельности РМО/ШМО с целью обеспечения
научно-методического и учебно-методического
сопровождения учителей, преподающих
КУК ОРКСЭ.
Стимулирование педагогов,
преподающих КУК ОРКСЭ, к сетевому
взаимодействию, участию в работе
форумов, организация дистанционных
форм обучения педагогов в целях получения
своевременной методической помощи в
преподавании курса.
Наличие доступа к печатным и
электронным образовательным ресурсам,
в том числе к электронным образовательным
ресурсам, размещенным в федеральных и
региональных хранилищах.
Реализация на уровне ОУ моделей
взаимодействия с учреждениями
дополнительного образования детей,
обеспечивающих организацию внеурочной
деятельности по КУК ОРКСЭ, а также
создание системы методической работы,
обеспечивающей сопровождение введения
КУК ОРКСЭ.
6.
Материально-техническое сопровождение
введения курса ОРКСЭ:
Обеспечение соответствующего
количества учебных помещений для
проведения занятий по КУК ОРКСЭ.
Создание соответствующей
информационно-образовательной среды
для изучения курса ОРКСЭ (наличие
мобильных компьютерных классов, АРМ
учителя для проведения занятий на
дистанционной основе, для индивидуального
обучения школьников).
Создание
условий для проектирования
коммуникативно-образовательной среды
со свойствами поликультурности
и
диалогичности.
7.
Информационное обеспечение введения
курса ОРКСЭ, работа с общественностью
и СМИ:
Размещение
информации на стенде и интернет-сайте
ОУ в
целях информирования заинтересованных
структур о введении
и реализации
КУК
ОРКСЭ, который впоследствии станет
инструментом
организации мониторинга хода реализации
КУК
ОРКСЭ, а также средством информирования
родителей, участников местного
сообщества, СМИ об
открытых мероприятиях, уроках-инсценировках,
уроках-праздниках, а также позволит
наладить системное тесное сотрудничество
с родителями обучающихся
на протяжении всего изучения курса.
Публикации
педагогов ОУ,
преподающих
КУК
ОРКСЭ, в педагогических и научно-методических
периодических изданиях
и
СМИ.
Организация
изучения мнения родителей и общественных
организаций в целях миинимизации
возможных рисков при введении и
реализации КУК ОРКСЭ.
8.
Подготовка кадров к преподаванию курса
ОРКСЭ:
9.
Финансовое обеспечение введения и
реализации курса
ОРКСЭ:
Распределение средств на изучение
КУК ОРКСЭ в соответствии с собственной
системой оплаты труда, принятой в ОУ с
учетом необходимости дополнительной
оплаты труда учителям, в том числе
стимулирующих надбавок и доплат в связи
с делением классов на группы.
10.
Организация управления процессом
введения
и реализации
курса ОРКСЭ:
Разработка
системы организационных механизмов
управления введением
и реализацией
КУК
ОРКСЭ.
Разработка
организационного механизма мониторинга
и
контроля
за ходом введения и
реализации КУК
ОРКСЭ, включающая следующие элементы:
цели контроля (какая информация
собирается в процессе контроля), субъекты
контроля (кто контролирует), объекты
контроля (что контролируется), процедуры
контроля (каким образом осуществляется
контроль) и периодичность контроля
(как часто осуществляется контроль).
Продумывание
системы изучения и минимизации рисков
при введении и
реализации КУК
ОРКСЭ, способов влияния на настрой
педагогов, принятие
мер по обеспечению профессионального
и личностного развития педагогов,
поиска путей достижения высших
результатов в их развитии и саморазвитии.
|